Это раньше украшения монарших особ «встречались» на балах и приемах, куда их надевали принцессы и королевы. Сегодня они чаще оказываются рядом на аукционах: в Женеве прошли торги Christie’s и Sotheby’s, где были выставлены браслеты Марии-Антуанетты, тиара Полины Бонапарт и брошь и серьги великой княгини Марии Павловны Романовой. Рассказываем подробности.
— Аукцион: Christie’s
— Оценочная стоимость: $2-4 млн
— Итоговая сумма продажи: $8 млн
В январе 1791 года королева Мария-Антуанетта завернула свои лучшие драгоценности в ткань и уложила в деревянный ларец. Она была под домашним арестом – шел второй год Великой французской революции, но сумела отправить ларец графу Мерси-Аржанто, бывшему послу Австрии во Франции, в Брюссель, который тогда был под властью Австрийской империи. Верный друг семьи, Мерси-Аржанто хранил посылку в надежде однажды отдать ее королеве, но этого не произошло: 16 октября 1793 года Мария-Антуанетта была казнена на гильотине.
В феврале 1794-го племянник покойной королевы, император Священной Римской империи, приказал открыть ларец и «провести инвентаризацию» его содержимого. Под номером шесть в списке обозначили «пару браслетов с двумя заколками (каждая из трех бриллиантов, самый большой посередине), двумя застежками (каждая — из четырех бриллиантов) и 96 бриллиантами в оправе».
Этот шедевр сделал для молодой королевы ее личный ювелир Шарль Огюст Бемер, и стоили они 250 000 ливров – огромную сумму (сегодня это было бы примерно $4,6 млн). У Марии-Антуанетты не было таких денег, и, как пишет историк ювелирного искусства Венсан Мейлан, она одолжила недостающие средства у своего супруга, короля Людовика XVI, и все равно расплачивалась «в рассрочку». В бумагах короля есть запись: «Королеве: первоначальный взнос в размере 29 000 ливров за бриллиантовые браслеты, которые она купила у Бремера».
Именно в этих браслетах Мария-Антуанетта позировала шведскому художнику Адольфу Ульриху Вертмюллеру: на его портрете она изображена гуляющей в парке Трианон с двумя своими детьми, сыном и дочерью – той самой Марией Терезой, или Madame Royal, которая останется единственной оставшейся в живых наследницей Марии-Антуанетты.
Приехав в Австрию в 1796 году, Мария Тереза забрала материнские драгоценности. После ее смерти (она умерла бездетной) украшения унаследовали ее племянники: браслеты достались герцогине Бурбон-Пармской, и с тех пор – почти 200 лет – оставались в семейной коллекции.
Самое интересное, что за два века браслеты сохранили не только все свои 112 бриллиантов общим весом от 140 до 150 карат в оправе из серебра и золота, но и оригинальный дизайн, что представляет огромную ценность для настоящих ценителей ювелирного искусства. Добавьте к этому их историю – «браслетов, которые пережили Великую Французскую революцию» — понятно, почему главный лот прошедших торгов Christie’s стал настоящей сенсацией. Участник аукциона, чье имя не разглашается, заплатил за них $8,18 млн (7,459 швейцарских франков).
Впрочем, это все равно меньше предыдущего рекорда, поставленного в 2018 г. на аукционе Sotheby’s: тогда подвеска с натуральной жемчужиной, принадлежавшей Марии-Антуанетте, ушла с молотка за $36,1 млн при предварительной оценке в $1-2 млн.
— Аукцион: Christie’s
— Оценочная стоимость: $440-660 тысяч
— Итоговая сумма продажи: $715 тысяч
18 мая 1804 года первый консул Французской республики Наполеон Бонапарт был провозглашен императором. Но все необходимое для его коронации пришлось делать заново: большинство древних регалий французских монархов было утрачено во время революции.
По заказу Наполеона сделали сразу две короны, одну – в средневековом стиле, вторую – в форме золотого лаврового венка, как у римских императоров: Бонапарт был большим поклонником Древнего Рима. При нем античность станет популярным мотивом в ювелирном искусстве Франции, и одним из таких «трендовых» украшений была тиара сестры Наполеона Полины.
Причем тиаре Полины Бонапарт (во втором замужестве – Боргезе) повезло гораздо больше, чем лавровому венку Наполеона I. После ссылки Бонапарта на остров Святой Елены все, что напоминало о величии его империи, было уничтожено по приказу короля Франции Людовика XVIII. Остался лишь один лист – в 2017 году он был продан на аукционе за 625 тысяч евро. В то время как тиара Полины Бонапарт после смерти владелицы в 1825 году осталась в ее семье – в разделе «провенанс» (происхождение) на сайте Christie’s указано лишь имя сестры Наполеона.
Выполненная в виде колосьев пшеницы из бриллиантов, золота и серебра, тиара весит 219 г и датируется примерно 1811 годом. Самое интересное, что ее можно разобрать «по колоску» и использовать каждую драгоценную часть отдельно в качестве броши, украшения для прически или, наоборот, собрать все в связку, создав миниатюрный бриллиантовый «сноп».
Автор тиары – Франсуа Рено Нито, придворный ювелир Наполеона I, занимал этот пост вплоть до падения империи Бонапарта, после чего продал бизнес Жану-Батисту Фоссену. Потом этот ювелирный дом еще раз поменяет владельца, и в 1885 году получит название, под которым мы знаем его и сегодня: Chaumet (входит в холдинг LVMH).
Параллельно с торгами Christie’s на предаукционной выставке Sotheby’s в женевском отеле Mandarin Oriental выставили две диадемы еще одной женщины, имеющей прямое отношение к Наполеону – императрицы Жозефины. Украшения, предварительно оцененные в $410-690 тыс., впервые попали на аукцион: до этого они 150 лет хранились в частной коллекции в Великобритании. Торги пройдут в Лондоне 7 декабря.
— Аукцион: Sotheby’s
— Оценочная стоимость: $304-522 тысячи
— Итоговая сумма продажи: $877 тысяч
В отличие от вышеназванных драгоценностей французских королевского и императорского дворов, украшения великой княгини Марии Павловны, тети российского императора Николая II, уже выставлялись на аукцион. В 2009 году на Sotheby’s прошли торги «Семейные реликвии Романовых: утраченное наследство великой княгини Марии Павловны», где 110 лотов были проданы за 7 млн фунтов. Рекорды на тех торгах установили портсигары Фаберже, нефритовый и перламутровый: они ушли с молотка за 451 000 и 481 000 фунтов стерлингов.
Что касается серег и броши с сапфирами и бриллиантами, тогда они были проданы за $480 500 – и вот через 12 лет итоговая стоимость превышена почти вдвое.
На сайте Sotheby’s приводятся выдержки из книги «Тайные сокровища Романовых. Спасая драгоценности королевской семьи» Уильяма Кларка, где рассказывается о британском дипломатическом курьере Альберте Стопфорде. В 1917 году он, переодевшись рабочим, проник во Владимирский дворец в Санкт-Петербурге и сумел вынести оттуда два саквояжа с драгоценностями великой княгини. Он привезет их на Кавказ, где его ждала Мария Павловна, а уже оттуда поедет в Лондон. В сумке, которую он вез в Великобританию, были знаменитая Владимирская тиара (сегодня она принадлежит английской королеве) и брошь и серьги, которые на этой неделе стали топ-лотом женевских торгов Sotheby’s.
В центре броши находится овальный сапфир весом в 26,80 карата: он обрамлен двумя рядами бриллиантов. Вес сапфиров в серьгах — 6,69 и 9,36 карата, но благодаря дизайну они выглядят практически одинаковыми. На украшениях, датированных 1900 годом, стоит клеймо мастера Софии Шван и, предположительно, ювелирного дома Болин. Эта марка появилась еще во время царствования Екатерины Великой, ее изделия носили семь российских императоров и императриц, и, несмотря на то, что в России компания закрылась в 1917 году, ювелирный дом продолжил работать сначала в Германии, а потом в Швеции (Карл Эдвард Болин, чье имя носит компания, был родом из этой страны и имел двойное, российско-шведское гражданство).
Ювелирной дом Болин существует и сегодня, а его украшения по-прежнему носят монаршие особы. Именно Болин создал обручальное кольцо для наследницы шведского престола – принцессы Виктории.
Торги уходящей недели оказались удачными не для всех королевских украшений: браслет с рубинами, подаренный экс-королем Великобритании Эдуардом VIII его жене Уоллис Симпсон на первую годовщину свадьбы, был снят с торгов его нынешним владельцем. Причина: слабый интерес к лоту. При оценочной стоимости от 922 тыс. евро до 1,843 млн евро самая высокая ставка составила 614,6 тыс. евро.
Источник: https://kz.kursiv.media/