Рембрандт (а может, нет) за 15 млн фунтов, Айвазовский за 55 млн рублей, а еще знаменитая блузка принцессы Дианы и замок XII века, связанный с именем Моцарта. Последний месяц года не сулит ценовых рекордов аукционному рынку, но сюрпризов всё равно будет немало. «Известия» рассказывают о самых ярких лотах декабря.
На декабрьских торгах работами старых мастеров Sotheby’s делает главную ставку на картину «Поклонение волхвов», атрибутируемую Рембрандту. Эксперты аукционного дома датируют ее 1628 или 1629 годом, то есть периодом до переезда художника в Амстердам, где уже в 1632 году он напишет другой вариант того же сюжета, хранящийся ныне в Эрмитаже. В отличие от петербургского шедевра, центральная часть композиции которого залита золотистым светом, изображение на описываемом произведении выполнено почти исключительно в темно-серых и коричневых тонах. Живописец подчеркивает, что события разворачиваются ночью. Более того, через окно в крыше мы видим вифлеемскую звезду.
Прелесть цветового решения — в бликах белого света на пышных одеяниях волхвов и их дарах Иисусу. И всё же картина проигрывает эрмитажной версии в выразительности. Возможно, это одна из причин, почему эстимейт сравнительно невелик по меркам крайне редкой на рынке живописи Рембрандта: 10–15 млн фунтов. Но есть и другое объяснение: в 2021 году на Christie’s то же произведение было продано как работа живописца из круга Рембрандта, но не его самого. В разные годы в разных источниках «Поклонение волхвов» атрибутировали то самому мастеру, то его ученикам. На выставках картина фигурировала лишь четырежды, исключительно в голландских музеях, зато во всех случаях — как Рембрандт. В общем, это покупка из разряда «на свой страх и риск». Тем интереснее, сколько же за нее в итоге выложат.
В России появился новый игрок на рынке искусства — Аукционный холдинг, объединивший три компании: Московский аукционный дом, Аукционный дом Клуба коллекционеров графики и Петербургский аукционный дом. Цель альянса — заменить русские торги ушедших из нашей страны Sotheby’s и Christie’s, предложив коллекционерам имена и произведения аналогичного топ-уровня. И зайти было решено сразу с козырей. 3 декабря в историческом особняке Коробова в Большом Овчинниковском переулке собиратели смогут побороться за работы Рериха, Васнецова, Шишкина, Кончаловского, Кустодиева и других важнейших фигур отечественной живописи.
Топ-лотом станет морской пейзаж Айвазовского «Корабль в море на фоне гор» (1891). Его эстимейт — 55 млн рублей. Лидирующая онлайн-ставка за три дня до мероприятия составляла 28 млн. Вещь эта действительно весьма достойная: великолепно написан закат, горы, дрейфующий на их фоне парусник и, конечно, водная гладь, в которой отражаются мягкие лучи заходящего солнца. Произведение средних размеров — 74,5 см по широкой стороне. Этим объясняется далеко не рекордная для Айвазовского цена (для сравнения: целый ряд полотен художника были проданы на Sotheby’s и Christie’s за 2–3 млн фунтов, но их габариты превышали 2 метра). И тем не менее: если итоговая сумма продажи хотя бы достигнет заявленного эстимейта, это уже будет достойный результат для нового объединения.